Магистратура-2015 особенности приемной кампании: конкурс, популярные направления, совместные программы

Опубликовано: Редакция / 12.08.15 [12:27]
Почему выпускники-бакалавры разных вузов выбирают педагогическую магистратуру? На какие педагогические специальности сегодня наибольший спрос? Как можно совместить учебу в магистратуре с работой? На эти вопросы отвечает заместитель ответственного секретаря приемной комиссии МГПУ Татьяна Апостолова.

Московский городской педагогический университет 14 августа завершает прием в магистратуру. О том, чем обусловлен рост интереса к магистратуре, рассказала РИА Новости заместитель ответственного секретаря приемной комиссии вуза, начальник управления по связям с общественностью Татьяна Апостолова.

- Татьяна Михайловна, 14 августа МГПУ завершает прием в магистратуру. Каковы предварительные итоги?

— Интерес к магистратуре, в частности, к педагогической неуклонно растет. В прошлом году на магистерские программы МГПУ подали документы около 800 абитуриентов, а в этом году к началу августа — уже 1900. Здесь есть благоприятный психологический аспект: количество бюджетных мест увеличилось в 2 раза, и у претендентов появилось больше шансов поступить. Число программ в магистратуре осталось прежним — 80, но теперь мы набираем по 15 человек в группу, а не по 10.

Зачем все эти люди идут в магистратуру педагогического вуза?

- У всех свои причины. Кто-то закончил бакалавриат и понял, что ему не хватает знаний или надо их обновить. Кто-то начал работать и увидел, что для карьерного роста нужны новые знания и навыки, например, управленческие. Кстати, Департамент образования города Москвы сейчас выдвигает на административную работу преимущественно тех, кто закончил соответствующую магистратуру, например, "Менеджмент в образовании".


Некоторые хотят заниматься наукой и поступают в магистратуру, чтобы написать диссертацию. Наконец, магистратура — шанс для тех, кто хочет освоить некую новую специальность. Второе высшее образование надо получать 4-5 лет, а здесь это можно сделать всего за 2-2,5 года.


- Как магистранту совмещать учебу с работой?

— Наши абитуриенты делятся на тех, кто идет в магистратуру сразу после бакалавриата, и тех, кто приходят, имея серьезный рабочий стаж. Так или иначе, почти все уже работают.
На дневном отделении мы предусматриваем гибкий график: как правило, магистранты учатся 2-3 раза в неделю, в том числе, по выходным. А на вечернем отделении учеба начинается с 16.00. На некоторых программах у нас есть возможность организовывать для студентов индивидуальные занятия.

Ведется ли в магистратуре сотрудничество с работодателями?

- В основном пока мы выполняем профессиональный заказ нашего учредителя — Департамента образования. Активный прием в магистратуру, когда мы стали набирать более 300 человек, идет у нас всего третий год.


Образование — не такая уж узкая сфера. Компетенции педагога (умение просто объяснять сложные вещи, общаться с людьми и пр.) нужны во всех сферах жизни. Работников образования среди наших магистрантов — всего лишь две трети, остальные идут к нам, чтобы развивать у себя именно педагогические навыки.


МГПУ также сотрудничает с Институтом образовательной политики "Эврика". Его научный руководитель Александр Адамский — один из лучших в стране экспертов в сфере образования — ведет у нас магистерскую программу по образовательной политике.


Интересный совместный проект с Управлением по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы – МГПУ готовит специалистов и для них. Департамент культуры готов сотрудничать с университетом в направлении подготовки музейных и библиотечных работников. В частности, в этом году мы открыли программу магистратуры "Историко-культурный туризм и музейная педагогика в Москве".

- Какие еще есть интересные программы? Что нового появилось в этом году?

— Жестких стандартов по созданию магистерских программ сейчас нет: есть набор часов и формальные требования, чтобы руководителем был доктор наук или кандидат. В сфере же выбора дисциплин — полная свобода. Мы стараемся открывать новые авторские программы, на выпускников которых есть спрос в городе.

Скажем, в Институте гуманитарных наук на моей кафедре есть программа "Информационно-коммуникационные технологии в историческом образовании". Сейчас эти технологии надо знать не только педагогам, но и издателям учебников. В Институте социологии, психологии и социальных отношений разработана программа "Социология рекламы": здесь учат, как построить отношения с потребителями тех или иных услуг, в том числе, образовательных. А в Институте педагогики и психологии – "Детская журналистика".


То есть, мы не замыкаемся только на образовании, у нас даже есть магистерские программы по бизнес-информатике. Сейчас, когда в Москве появилось много больших образовательных холдингов, стало очевидно, что их руководителям нужно знать, как правильно организовать бизнес-процессы в таких учреждениях.

- Предусмотрены ли какие-то совместные проекты с зарубежными вузами?

— В Институте иностранных языков у нас действует программа двойных дипломов с немецким университетом Байройта (в 2014 году этот университет вошел в первую сотню лучших вузов в мире, согласно международному рейтингу Times Higher Education). Их студенты целый год учатся у нас, а наши студенты — у них, при этом все платят только за питание и проживание.
На других магистерских программах связи с зарубежными вузами только развиваются. Мы приглашаем иностранных преподавателей на открытые лекции. Кстати, недавно к нам приезжал профессор из университета Арканзаса Дэвид Скотко, который рассказывал студентам о том, как готовят магистров психологии и образования в США.

- Какой в этом году конкурс? На какие программы сложнее всего поступить?

— Конкурс колеблется от 2 до 7 человек на место. Очень высокий конкурс в Институте специального образования и комплексной реабилитации на программы для дефектологов и по работе с детьми с ограниченными возможностями. С развитием инклюзивного образования такие специалисты становятся очень востребованными в городе.


Значительным спросом пользуются программы "Иностранный язык в пространстве современной межкультурной коммуникации", "Личностно развивающее иноязычное образование", программы, готовящие к работе с детьми-билингвами и др. В этом году мы снова запустили программу по истории религиозных и этических учений. Сейчас школам нужны учителя, которые могут преподавать этот предмет.


Еще 7 популярных программ связаны с экономикой образования, менеджментом в образовании и управлением проектами. Последняя программа мне самой очень нравится. К ее научному руководителю я в свое время ходила на повышение квалификации.

- Из каких вузов чаще всего приходят на магистерские программы в МГПУ?

— Как показывает статистика прошлого года, половина абитуриентов — выпускники нашего университета, остальные — выпускники других вузов, причем, не только московских. Есть среди них и те, кто окончили  МГУ им. М.В.Ломоносова, Высшую школу экономики, РЭУ им.Г.В.Плеханова. Замечу, что базовое образование выпускников других вузов чаще всего непедагогическое, и они идут к нам именно за педагогическими компетенциями. Специальность, которая указана в дипломе, сегодня не так уж важна, главное — полученные знания и навыки, которые пригодятся на будущей работе выпускника. 


РИА Новости